Экс-глава Росавиакосмоса оценил проект Илона Маска: «Можно только радоваться за коллег»

Успешный старт в США пилотируемого корабля, созданного частной компанией американского миллиардера Илона Маска, многие в России вызвало некоторую ностальгию по прошлым успехам войны космонавтики. “Роскосмос” уже давно не радовал соотечественников высоким говорила моя. Как вы относитесь к успеху американцев, и какие выводы должна сделать Родина, космонавтики? На эти вопросы “МК” ответил бывший глава Росавиакосмоса (1992-2004) Юрий Кот.

Фото: rostec.ru

-Юрий Николаевич, как вы оцениваете первый в девять лет, пилотируемый полет американцев на своем корабле?

-У нас есть что-то предвзятого отношения к событию. Ну, 9 лет, мы популярны тем, что американцев не было ничего. Но это не значит, что так должно быть всегда. Восстанавливает “статус-кво”. Таким образом, теперь каждый будет иметь свои транспортные системы. И слава Богу. Мало ли что может случиться.

Драматизировать ситуацию тот факт, что американцы, предполагает, в сущности, отверстие в этих случаях не стоит. Это что новость? Мы знаем, что они делают параллельно три корабля. Например, “Орион” – отдельно для полетов на Луну и на планеты. “Боинг” с SpaceX – твой Дракон. И мы делаем свой корабль. Но что мы делаем, как универсальный.

Все эти у нас есть страхи ненужные. Да, мы привыкли к статус-кво, который, естественно, не устраивало американцев. Цены на рейс в “Профсоюзы”, известны. Даже экономика на корабле будет более интересным для них. Более, что деньги будут идти в американскую промышленность, а не в России.

Я думаю, превышение ожидания и вздохи за огромные наши потери – ничто. Если они не будут нести американцы, может быть, в силу конкретных коммерческих рейсов. Появляются желающие. Например, один из Объединенные Арабские Эмираты.

Американцы молодцы, что сделали эту систему. Нормальная схема. И вариант государственно-частного партнерства. То, что у нас, к сожалению, не наблюдается.

Можно только порадоваться за наших коллег. Хотя, конечно, что это только первый опыт. Нужно набрать определенную статистику.

Вы знаете, что сохраняют возможность полета на “Союзе”. И второй управляют полетом американцев на наших предприятиях.

-Трамп после выхода нового, сказал о планах США вернуться на Луну, после летать на Марс. Это реально или политика в чистом виде?

-В той мере, насколько реально – сказать трудно. Пока работы ведут. Есть некоторые задержки на промежуточных этапах. Но говорят, что принимают необходимые меры для 2024 на землю двух своих астронавтов – мужчин и женщин – на поверхности Луны. Тема-это трудно.

Но их планы по-крупному не меняется. Кроме того, серьезные деньги, увеличили бюджет Национального аэрокосмического агентства nasa.

То, что Трамп сказал насчет использования ресурсов Луны и, по сути, монополией на этот спутник Земли на месте. Она не является правильным. Потому что есть целый ряд международных соглашений. Хотя, конечно, для Трампа это не ограничение. Он сплошь и рядом преследует, не глядя ни на что, все международные соглашения. Только что прекратил все отношения с Всемирной организацией здравоохранения под надуманным предлогом.

До реальной коммерциализации и использования ресурсов Луны, я думаю, что это совсем не просто. Потому, что, помимо технических и организационных проблем, которые необходимо устранить, будет работать экономика. Одна вещь, это политизированный проект, чтобы показать власть и превосходство Америки с точки зрения достижения Луны, повторения того, что было 50 лет назад. И совсем другое дело-выйти на промышленную эксплуатацию, где, естественно, первым шагом будет вопрос о рентабельности, прибыльности. Здесь до понимания того, как добиться приемлемого экономики эти проекты, нет. Все находится в стадии глубокого изучения.

-Некоторые ставят крест на нашей авиакосмической. Говорят, что все от него…

-И что нам осталось? Мы разработали систему транспорта. Да, конструкция зрелости и достаточно давно из-за нее. Но всегда была модернизирована. Она доказала свою надежность. Он доказал надежность в критических условиях. Помните, хлопот, когда мы спасли жизнь космонавтам при аварийном запуске ракеты?

С точки зрения программирования, и их линии, – которые есть у всех нас, присутствующих.

Мы уже вышли на этап, когда была гонка двух великих держав, и главный вопрос был, что делать до, что коллеги из другой страны.

Сегодня должны быть более прагматичными в своих оценках и направлениях. Мы не настолько богаты. Наш ВВП в десять раз меньше, чем США. У нас есть космический бюджет, по ценам, которые перемещаются на глобальном уровне, в десять раз меньше бюджета НАСА.

Заниматься надо, в первую очередь, тем, что для нас принципа, которые влияют на нашу экономику, вопросы безопасности, социального развития. То есть, заниматься обычной орбитальной группировки, всех векторов, в которых пространство дает нормальный эффект для различных отраслей экономики, науки.

Мы ведем нашу работу. Другое дело, что мало что может ложиться и более целеустремленно, более организованно, участвовать в их проектах.

Вам также может понравиться