«Глазунов оставил нам непростые задачи»

Более полувека, гремит имени Глазунова. Илья Сергеевич хорошо известен в России и за пределами Родины. Он не будет работы, он же автор книги “Меч России”, который стал своего рода литературным ткани, где выражал свою философию. Так часто хвалили, как ругали. Это крест, и часть популярности и славы. Но, какое место он занимал в большой истории искусства? Можно ли уже подвести черту — трех лет после смерти? Или должны пройти десятилетия, как это часто бывает в художественном мире? Все это говорит о том, искусства, член-корреспондент РАХ Ада САФАРОВА.

фото: Геннадий Черкасов

Илье Сергеевичу ООН может сегодня исполнится 90 лет. По-видимому, пришло время для взвешенной оценки наследия художника с мировой известностью. Тем не менее, есть объективные сложности в общей оценке творчества этого противоречивого художника, как, впрочем, все это великий художник. Очень часто с оценки произведений искусства происходят странные вещи, могут кардинально измениться. Это происходит, оценки не только работы, со временем, взгляд может меняться на все творчество художника.

Цель процесса: перестраивается система ценностей в обществе, охраны окружающей среды, в искусство… Иногда это не возможно оценить творчество художника в целом, потому что случаются периоды творческого взлета, когда создаются произведения искусства, как говорят специалисты, “первый ряд”. На протяжении жизни меняется также сам Творец; его произведение может совпадать со вкусами общества, но может противоречить ему или тенденции в искусстве. С годами также, неизбежно происходят изменения в психологии творчества художника, меняют свои ориентиры в искусстве, и часто, даже в системе жизненных установок.

Непреложно одно: в творчестве И. С. Глазунова был период счастливого совпадения всех трех составляющих успеха — вкус общества в целом, консультации, искусства и высшая точка расцвета таланта художника. Так, первая выставка Ильи в космос в 1957 году, в Московском Центральном доме работников искусств, стала центральным событием художественной жизни не только Москвы, и даже не просто большой, тогда в стране, но, без преувеличения, можно сказать — мирового художественного события. Вот как оценили свою аудиторию.

Работы художника, ответили на запрос конечном итоге обновление и в духовной жизни. В картинах Глазунова было то, что они ожидали: вызов, полиция выходе, и отказ от официальной идеологии, от надоевшей эстетики, искусства, с именем на реалистичность. Картины молодой художник, она была в сознании народа, заявила понятие отношения, запрещенные исторической традиции с изображением живописи, поэзии, народного декоративно-прикладного искусства. Его работы были понятны каждому зрителю, произведения вдохновляли красотой открытого цвета, украшен возникают, Кит, изображений. Они имеют смысл исторический и гордости. Художник позиционировал себя как “Народный художник”.

Инновации Глазунова были настолько радикальны, что ни Союз художников, ни Академии искусств, не могли одобрить. Власти также не сразу признали продуктивность идей художника. Но огромная популярность в широких народных масс стала поддержка, что позволило Илье Сергеевичу весь потенциал своих идей, культуры.

Как художник, он владел академическим мастерством, и это позволило ему проявить себя в энциклопедии широта: он пишет картины, создает фрески для официальных интерьеров, оформляет спектакли, делает иллюстрации, занимается восстановлением, собирает представительной коллекцией икон и традиционных предметов быта. Он поддерживает создание Музея декоративно-прикладного искусства, защищает искусства, строительства, создается образовательным учреждением и воспитывает своих последователей. Глазунов был в состоянии создать систему реализации своих идей на общественную практику.

Примечательно отношение художников к творчеству Глазунова: была осторожна включите, в котором интерес и соперничество, отвержение и уважение.

Что касается критики, то полярность его оценок была во многом рождается из противоречия личности художника. Кажется, что многие концы его идеи были спровоцированы сопротивление, которое ему оказал несъедобной критики, нежелание понять и иногда простить суда потенциала и житейскую радио.

Но сегодня уже очевидно, что серьезный анализ творчества художника по-прежнему. Так, например, элементы поп-арта был внесен в национального искусства одно из первых и почти одновременно с мировой практикой в этом направлении. Значение этого нововведения в творчестве художника и в художественной практике предстоит изучить и понять. Или, например, отношение цвет: Глазунов совместил, казалось бы, несовместимое — как импрессионистов, с его живописной идея Ротко. Осталось понять, как этот опыт отразился в Отечественной художественной практике…

Илья Сергеевич Глазунов оставил нам проблемы. Многое еще предстоит сделать для понимания важности его работы для нашего искусства.

Вам также может понравиться